Власть и Народный фронт за реанимацию ЛПЗП


001

12 октября в Московском парламентском центре состоялась экспертная дискуссия по вопросу реализации положений Федерального закона №353 от 03.07.2016 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части создания лесопарковых зеленых комплексов», посвященная необходимости возобновления Лесопаркового защитного пояса Москвы (ЛПЗП) – «зеленого щита» столицы.

В обсуждении этой важной проблемы приняли участие представители общественности, органов власти Москвы, Московской, Калужской, Тверской областей и ведущие эксперты в областях экологии и градостроительства: доктор географических наук, директор Института градостроительного и системного проектирования Анна Курбатова, координатор региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса в Московской области Антон Хлынов, эксперт московского штаба ОНФ, глава Московского городского общества защиты природы Галина Морозова, эксперт Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Дмитрий Миронов.

История ЛПЗП

Создание лесопаркового защитного пояса вокруг Москвы, предназначенного для поддержания благоприятной экологической обстановки в столице и создания мест отдыха для горожан впервые было предусмотрено первым Генеральным планом реконструкции Москвы, разработанным в 1935 г. В ходе дальнейшего развития Москвы ее территория увеличивалась, а территория ЛПЗП сокращалась. Особенно быстрыми темпами этот процесс пошел в 1990-х годах, когда местные власти расположенных в границах ЛПЗП районов Московской области приступили к массовому освоению его территорий под застройку, сначала под коттеджную, а потом и под многоэтажную.

К концу 1990-х гг. «зеленый пояс» был фактически упразднен, что привело к негативным последствиям для окружающей среды и жителей Москвы и городов ближайшего Подмосковья. К настоящему времени структура земель в границах ЛПЗП резко изменилась в сторону увеличения площадей под застройкой и сокращения земель, занятых полями, лугами, болотами, в меньшей степени – лесами.

Госдума за «Зеленые щиты»

Федеральный закон №353 от 03.07.2016, в котором говорится о необходимости создания «зеленых щитов» вокруг российских мегаполисов внес дополнения в ФЗ «Об охране окружающей среды» и Кодекс об административных нарушениях РФ. 1 января 2017 поправки вступили в законную силу. Теперь в состав «зеленых щитов» допускается включать не только леса, но и другие природные ландшафты. Границы лесопарковых поясов вокруг городов определят субъекты РФ. С инициативой создания лесопаркового пояса могут выступать некоммерческие организации, органы государственной власти или местного самоуправления.

Общественная палата в течение 30 дней с момента поступления ходатайства организует общественные слушания о создании лесопаркового пояса. Если лесопарковый пояс планируется создать вокруг города федерального значения, ходатайство направляется в правительство РФ.

Новый «зеленый щит» Москвы

Проект по созданию «зеленого щита» Москвы станет межрегиональным. К его разработке подключатся не только власти и специалисты профильных отраслей Москвы, но и Московская, Калужская и Тверская областей. Экосистемы этих соседствующих субъектов тесно связаны между собой, поэтому полноценный лесопарковый «зеленый пояс» нельзя создать на уровне только одного региона – соседи должны действовать сообща.

Выступление А.С. Курбатовой носило аналитический характер. Она указала на необходимость научного подхода к организации нового «зеленого щита» Москвы. Для начала следует провести актуализацию данных о состоянии экосистем природных объектов, предполагаемых к включению в состав «зеленого щита», четко обозначить их границы, внести их с соответствующим статусом в Единый государственный реестр земель, а также обеспечить единое законодательное регулирование для всех субъектов, на территориях которых они расположены. Для этого необходимо привести законы и другие нормативные правовые акты города Москвы в соответствие с федеральными законами в области охраны окружающей среды. Госпожа Курбатова обратила внимание на то, что большинство объектов будущего «зеленого щита» Москвы находятся в окружении высокоурбанизированных территорий Подмосковья, для градостроительной организации которых следует использовать принципы территориального экологического планирования.

002

Необходимость межрегионального подхода к его формированию подчеркнул координатор региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса в Московской области Антон Хлынов. «Объединив наши усилия и накопленный опыт, мы сможем разработать эффективные методики, которые смогут применять другие регионы при создании своих "зеленых щитов"», – сказал он.

Эксперт московского штаба ОНФ, глава Московского городского общества защиты природы Галина Морозова отметила, что учитывая огромную площадь Москвы, рост численности ее населения и застроенных территорий, а также высокий уровень урбанизации Подмосковья, жизненно важно включить в состав «зеленого щита» уже имеющиеся в границах мегаполиса особо охраняемые и другие природные территории. Они должны стать основой городской части «зеленого щита».

Эксперт Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Дмитрий Миронов заявил, что восстановление лесозащитного пояса является необходимым условием для успешного развития Московской агломерации, потому что в ее границах проживают 13% населения страны. «Зеленые легкие» должны создать условия для улучшения экологической обстановки в Москве и Подмосковье, которая благоприятно скажется на здоровье их населения.